Антон черничко
29 декабря 2015 года

Кинематограф

Итоги года
Фото: Сергей Карпов, zona.media
Премьера "Звездных войн", суд над Сенцовым, возвращение "Твин Пикс", а также другие ключевые события уходящего года

1

Лауреаты главных
мировых кинофестивалей

"Оскар" 2015 запомнился интереснейшей гонкой двух достойных кандидатов: снимавшегося 11 лет "Отрочества" Линклетейра, и снимавшегося на первый взгляд без монтажных склеек "Бердмена" Иньяритту. Цепкими когтями "Оскар" все же вырвал и унес в клюве последний. На Берлинале жюри кинофестиваля вручило Джафару Панахи (осужденному иранским правительством и запретившему тому снимать кино) Золотого медведя за безбюджетный и почти безсценарный фильм "Такси", тем самым поставив искусство вне закона. В Венеции лучшим фильмом стала драма венесуэльца Лоренцо Вигаса "Издалека", которую украинский зритель мог посмотреть на "Молодости". В Каннах "Золотая пальмовая ветвь" довольно неожиданно досталась "Дипану" француза Жака Одиара, картине о беженце из Шри-Ланки. Отметим также, что лауреатом ОМКФ 2015 стала картина Дениз Гамзе Эргювена "Мустанг", а на Молодости 2015 победителем стал фильм израильтянина Тали Шалом-Езера "Принцесса".

2

Запрет в Украине
русскоязычных фильмов

Год в украинском кино начался довольно решительным законом о запрете российских картин. Закон вступил в силу в начале января, после чего государственное агентство Украины по вопросам кино запретило транслировать на территории страны некоторые фильмы, в частности сериалы "Платина" и "Платина 2" Мурада Алиева, в которых, согласно документам, была "популяризация государства-агрессора".

Как выяснилось позже, это было только начало. В феврале та же участь постигла более известную картину "Брат 2" Алексея Балабанова, а перед тем, 5 февраля на уровне парламента был утвержден законопроект, запретивший показ фильмов, произведенных в России с 1 января 2014 года, то есть накануне российского военного вмешательства на территорию Украины. После чего запретили показ фильмов с участием людей, признанных угрожающими национальной безопасности Украины. Так под запрет попали 140 фильмов с участием Охлобыстина и Пореченкова.

3

Дэвид Линч снимет
продолжение "Твин Пикс"

Правда, сама ситуация вышла такой же запутанной, как история сериала. В 2014 году Дэвид Линч и канал Showtime заявили о продолжении культового детектива, который стартовал 25 лет назад. В марте 2015 стало известно, что Линч по каким-то причинам не доволен контрактом. При этом он заявил, что "любит мир "Твин Пикс и его героев и думает, что будет здорово вернуться в этот мир", намекнув тем самым, что разногласия вызваны не из-за финансовых трений. Впрочем, кто знает. В мае в своем твиттере Линч порадовал читателей, написав следующее: "Дорогие друзья, слухи не подтверждаются... Это происходит снова. "Твин Пикс" возвращается на Showtime". А уже в июле Марк Фрост, сценарист Твин Пикса и соавтор Линча, заявил общественности, что сериал будет, но выйдет году этак в 2017, там же, на канале Showtime. Музыку к сериалу напишет Анджело Бадалементи, Кайл МакЛахлен также в деле. Известно, что третий сезон сериала будет состоять из 9 серий.

4

"Племя" против "Поводыря": cкандал с Украинским оскаровским комитетом

В 2104 году в украинском киносообществе случился скандал: Украинский Оскаровский комитет принял решение репрезентовать страну патриотической и более мейнстримовой лентой "Поводырь", а не более авторской и новаторской для всего мирового кинематографа картиной Мирослава Слабошпицкого "Племя". Более свежее и новаторское "Племя" на тот момент уже собирало награды и многим казалось более достойным кандидатом, чем картина Олеся Санина, которая, впрочем, также неплохо прошла в украинском прокате. На этой почве полетели стрелы в личный состав Оскаровского комитета, который обвиняли то в кумовстве, то в отсутствии художественного вкуса. В результате, спустя несколько месяцев, в марте 2015 года Национальный союз кинематографистов Украины взял на себя функции Украинского Оскаровского комитета, обновив состав. Украина не выиграла Оскар с "Поводырем", награда досталась польской картине "Ида" Павла Павликовского.

Трудно сказать, чем бы закончилась эта история с подачей от Украины другого кандидата, только вот "Племя" собрало целый кузов призов по всему миру, а на момент написания этого текста стало известно, что картина вошла в ТОП-5 лучших иностранных фильмов в США. Пожалуй, это был самый потенциально близкий к победе фильм от Украины на данный момент.

5

Слабошпицкий снимет
фильм о Чернобыле

В то время как "Племя" праздничной походкой шествовало по мировым кинофестивалям, новый проект режиссера "Люксембург" оставался в тени. Откровенно говоря, о нем и сейчас мало кто знает. "Люксембург" - это полнометражная художественная картина в жанре нео-нуара. Действие картины проходит в наши дни, в Зоне отчуждения, на территории современного Чернобыля. По словам Слабошпицкого, он не собирается касаться причин аварии и повлекших ей социальных проблем. "Люксембург" - картина об отношениях людей, проживающих там, имеющих особую психологию и менталитет. Все это режиссер знает не понаслышке: в 90-х Слабошпицкий работал в этом регионе репортером для документальной телепрограммы "Надзвичайна ситуація". В Госкино (уже выделило на проект 10 млн. грн) заявили, что возлагают на новый кинопроект Слабошпицкого большие надежды. "Люксембург" совместный (и пока единственный в таком роде) продукт сразу нескольких стран: Украины, Норвегии, Франции и Нидерландов. В заключение добавим, что новый проект уже получил приз Global Filmmaking Award, не где-нибудь, а на кинофестивале "Сандэнс".

6

Суд над Сенцовым и Кольченко

Одно из самых резонансных событий года, которое давно вышло из сферы кино. Несмотря на различные нарушения и несоответствия с законодательством, затянувшийся процесс, абсурдность самого обвинения, Сенцову и Кольченко был вынесен чудовищный приговор: Сенцова "получил" 20 год лишения свободы с отбыванием строка в колонии строгого режима, Александра Кольченко — 10 год колонии строгого режима.

7

Звёздные войны: Пробуждение силы

Есть вещи и явления, которые репрезентируют тот или иной жанр, являются его воплощением и афишей, но которые уже давно стали чем-то большим. Именно это можно сказать о седьмом эпизоде "Звездных войн".
"Звездные войны" уже давно больше, чем просто одна из лучших франшиз в жанре фантастического боевика (и еще несколько других жанров). Речь идет о культурном феномене, который слился с массовой культурой, стал ее пазлом и навсегда останется в ее памяти. Поэтому вовсе неудивительно, что во всем мире люди сходят с ума в ожидании премьеры, сама картина собирает сотни миллионов кассовых долларов, а в Google все те же сотни миллионов по поисковым запросам (155 млн (по данным рунета) – второе место, больше людей интересовали только теракты в Париже), взрослые в Facebook ставят себе на аватарки светящиеся джедайские мечи, а своим детям покупают вечные аккумуляторы в мечи игрушечные, из которых то и дело можно услышать неувядаемый имперский марш.

10 ключевых фильмов 2015 года

Можете десять раз с этим не согласиться, но посмотреть эти картины вам все же стоит

"Такси"
Джафара Панахи

Бесплатное пособие начинающим режиссерам, все не решающимся снять первое кино, продюсерам, изнывающих от нехватки бюджета и всем другим, кто хочет снять фильм.

Панахи тот еще оригинал, оптимист и энтузиаст. В 2010 году иранское правительство запретило ему снимать фильмы в течение 20 лет, на что режиссер плюнул дважды. Находясь под домашним арестом, Панахи снял фильм на мобильный телефон, назвал его "Это не фильм" и передал его в Канны в торте. В Каннах картину приняли, но ничего не дали. А спустя 4 года Панахи оборудовал свой автомобиль шашкой для такси, видеорегистраторами и отправился по Тегерану снимать кино. Бюджет фильма
исчислялся нулями, актеров сыграли встречные пассажиры, а сценарий — вереница их поступков. Конечно, все было спланировано заранее, просто нам как-то хочется подтолкнуть вас снимать кино. "Такси" выиграл "Золотого медведя" Берлинского кинофестиваля. Не исключено, что, при более пристальном внимании бдительного иранского правительства Панахи на съемках следующего фильма разместит камеру в своем собственном теле и покажет жизнь тела изнутри.

"Охотник на лис"
Беннета Миллера

Мастер байопиков Беннет Миллер ("Капоте", "Человек, который изменил всё") в этот раз использовал более драматическую историю, но, как всегда, основанную на реальных событиях. Картина обладает каким-то своим особенным духом, вызывает разный спектр эмоций, который отчетливо вспоминается даже спустя 9 месяцев после просмотра. Здесь и смех, и сострадание, и омерзение. При этом у каждой эмоции свое имя и лицо: смешно наблюдать за Ченингом Татутом, который играет свою первую серьезную роль, сострадаешь герою Марка Руффало и исполняешься омерзением к не на шутку загримированному Стиву Кэреллу. Мало на что похожее по эмоциональной палитре кино, завоевавшее приз за лучшую режиссуру в Каннах.

"Стрингер"
Дена Гилроя

"Стрингер" раскрывает механику создания новостного контента в медиа, в частности, в том его жанре, где "чем больше крови, тем выше в рейтинге новость". Если вкратце, то "Стрингер" напоминает украинский документальный дайджест чрезвычайных происшествий "Патруль". Безработный Луи Блум после нескольких отчаянных поисков работы становится свидетелем аварии и одновременно свидетелем работы репортеров, беспристрастно снимающих сюжеты о жертвах аварии и превращающие человеческие трагедии в популярные ролики на телевидении. Гилрой не высмеивает этот подход (во всяком случае, так показалось автору), он искренне следит за интересом своего персонажа к наживе, выстраивая путь от дилетанта к ночному охотнику за
происшествиями. В общем, тот самый вопрос: "Человек ли вообще тот журналист/фотограф, запечатлевающий катастрофу, происшествие, смерть и участвующий в этом только как фиксатор происходящего, а не помощник?"

"Лобстер"
Йоргоса Лантимоса

"Лобстер" произвел в Киеве (и в одноименном кинотеатре) настоящий фурор. В рамках нового британского кино в Киеве показали 5 полнометражных фильмов, среди которых, кроме Лобстера, были, в частности, "45 лет" с несколькими призами на Берлинале, "Суфражистка" с роскошным звездным составом и хотя бы тот же "Зажигая звезды" с Элайджей Вудом. Но ни один из этих фильмов и близко не вызвал такого ажиотажа, как фильм Лантимоса. На два сеанса в два разных дня билеты на "Лобстер" разлетелись, как выпечка, создав дополнительный антураж картине. Пока все думали, что же это за фильм такой и что вообще происходит, дистрибьютор "Артхаус Трафик" поставил еще один дополнительный сеанс. Но не тут-то было: билеты, по словам
кассирши, были проданы за 15 минут после попадания в сеть. По ее же словам, это был рекорд кинотеатра. Почитать о "Лобстере" можно в нашей другой подборке.

"Головоломка"
Пита Доктера и
Ронни дел Кармена

Оригинальный нейминг фильма гласит "Inside out", а это что-то вроде "было внутри, стало снаружи". Так оно и есть. "Изнутри" по каким-то неведомым обстоятельствам наружу выпали эмоции Радость и Печаль. "Изнутри" в данном случае ни много, ни мало Человеческий мозг, а "снаружи" - какие-то департаменты этого мозга. Действие происходит в черепной коробке персонажей, наряду с которыми другими главными героями "Головоломки" являются человеческие эмоции: Радость, Печаль, Страх, Брезгливость и Гнев. Вся эта компания, другими словами эмоциональная палитра, играет не только в фильме, но еще и буквально, мозгами персонажей. Смотреть со стороны, как усмирять гнев и как затыкать
страх радостью сплошное удовольствие, рождающее прекрасную человеческую реакцию - Смех. Также можно в кои-то веки сопереживать печали, например. В общем, очень занятно времяпрепровождение.

"Эверест"
Балтазара Кормакура

В 1996 году походы на высочайшую вершину планеты уже были поставлены на коммерческий поток. Больше всех преуспел в этом Роб Холл, организовавший компанию "Консультанты по приключениям" (Adventure Consultants). Восхождение каждому желающему обходилось в весьма приличные деньги — около $60 000. Взамен Роб и "Консультанты" предоставляли пакетную помощь: информационную, медицинскую, физическую. Холл, как организатор, должен был не только помочь участникам восхождения достичь вершины, но и спуститься назад, ясное дело. 10 мая 1996 года Холл и еще около 10 человек начали восхождение на Эверест. Вернулись обратно далеко не все.

"Вдали от
обезумевшей толпы"
Томаса Винтерберга

Довольно неожиданно было видеть эту экранизацию романа Томаса Харди в авторстве Томаса Винтерберга, режиссера, снявшего в 1998 "догматическое" "Торжество", а тремя годами позже остросоциальную "Охоту". Все бы ничего, только поднятые Винтербергом ранее темы и форма их подачи склоняли ожидать чего-то в этом же ключе, но никак не романтической мелодрамы. Как бы там ни было, Винтерберг сделал очередное достойное его таланту кино. Действие происходит в викторианской Англии, посреди лугов и лесов, на ферме, которую только-только получила амбициозная и своенравная Батшеба Эверден (Кэри Маллиган). Молодая хозяйка, кроме управленческих талантов
необыкновенно хороша собой и это обстоятельство не дает покоя сразу троим кавалерам, уповающим на ее руку и сердце. Романтичность истории, конечно, походит на сказку и даже утопию, однако, надо полагать именно такие истории нужно рассказывать детям, чтобы те верили в непоколебимость любви.

"Виктория"
Себастьяна Шиппера

Мы уже рекомендовали эту картину, но тогда дело обошлось только трейлером. После просмотра фильма мы лишь удостоверились в правильности своей рекомендации – фильм превзошел все ожидания. Снятая одним кадром, картина медленно (местами затянуто и скучновато, но этой форме можно по умолчанию прощать) разворачивается, чтобы к половине повествования взорваться и уже ни на минуту не отпускать.
Начинающаяся, как молодежная комедия, затем переливающаяся в романтическую мелодраму, после чего перебегающая в триллер, чтобы закончиться криминальной драмой.
Потрясающий опыт.
Вкратце о сюжете: Виктория приехала из Мадрида в Берлин и работает в местном кафе. В ночном клубе она знакомится с четырьмя коренными берлинцами, которые зовут ее показать настоящий Берлин. Показ настоящего Берлина заходит слишком далеко.

"Марсианин"
Ридли Скотта

У каждого в жизни свои проблемы. У пилота Nasa Марк Уотни (Мэтт Дэймон), оставленного остальным экипажем на Марсе после поломки корабля теперь только одна: вернуться на Землю. Ситуация схожа с той, что была у героя Тома Хэнкса на необитаемом острове в фильме Роберта Земекиса "Изгой": используя подручные средства и локацию, надо выжить. Уотни зовет себя космическим пиратом, выращивает картошку на неплодородной красной почве (в иорданской пустыне Вади Рам), роется в чужих вещах коллег по экипажу и ведет видеоблог, а еще выполняет самые разные вещи со своим кораблем, модернизируя его под жизнь на Марсе. В какой-то момент на Земле замечают, что Уотни выжил и придумывают план спасения. История не проседает, хотя
выглядит не самой оригинальной, несмотря на локацию, космические корабли и новую методику выращивания картофеля в чужеродной почве. Вполне вероятно, что фильм и агитирует за освоение человеком Марса, но в то же время отвечает на вопрос, что делать этому человеку, если он находится на Земле, но испытывает проблемы. Испытывая их, не находит сил бороться дальше, унывает, отчаивается или еще чего хуже. Так вот: все проблемы решаются. Не верите? Смотрите "Марсианина".

"Шпионский мост"
Стивена Спилберга

Замыкаем подборку фильмом одного из самых известных из ныне живущих режиссеров. Спилберг всегда отличался человечными и трогательными картинами: будь-то "Инопланетянин" или "Челюсти". Были у него абсолютные шедевры, как "Список Шиндлера" или "Поймай меня, если сможешь", были и откровенно невнятные ленты, вроде "Боевого коня". "Шпионский мост" фильм, безусловно, хороший, но все же и близко не подступившийся к вершинам режиссера. Сюжет фильма основан на реальных событиях и затрагивает времена Второй мировой войны. В центре сюжета - обмен военнопленными, который вскрывает другие важнейшие идеи режиссера. Первая — высочайший профессионализм, любовь, уважение и верность своей профессии. Это
когда советский шпион не раскалывается под допросами американских спецагентов, а американский адвокат несмотря на покушение шпиона на госбезопасность страны, этого шпиона защищает. А вторая — гуманизм и права человека.

5 синефильских картин
2015 года

Наполненных магией, кинопоэзией и волшебством в кадре

"Юность" Паоло Соррентино

Для автора, который и без того был не равнодушен к визуальному гению режиссера, этот фильм стал, пожалуй, лучшим в году. Я ходил на него дважды, и после первого сеанса чуть не поссорился с коллегой, пустившей весьма сухие комментарии о картине. "Юность" совсем не похожа на предыдущий фильм Соррентино "Великую красоту". "Юность" более камерна, трогательна, почти (не забудем мини-схватку Пола Дано и мисс Юниверс) лишена цинизма, сатиры, декадентского разложения общества (чего так много в "Великой красоте", что, конечно, не омрачает ее), добра, если хотите. Юность для меня это идеальное кино. Я пока не женат, но мне уже хочется показать детям этот фильм. Как пример семейных отношений, как пример дружбы. Не забуду поставить акцент на изящных, взвешенных диалогах, где слово стоит именно там, где ему стоять нужно. При этом, реплики (которые в картине чуть ли не все афоризмы), не раздражают графоманской претензией, но радуют слух. Ну а синефильской эта картина становится по умолчанию, так как все, что делает Соррентино, это визуальное наслаждение. Вот и друг на втором сеансе заявил, что это никакое не кино, а кинопоэзия.

"Аномализа" Чарли Кауфмана

Анимационный фильм, который кто-то из могущественного таблоида назвал самым человечным фильмом года. За мыслеформами Чарли Кауфмана, человеком, написавшему сценарии к "Быть Джоном Малковичем" и "Вечное сияние чистого разума", было всегда интересно наблюдать. У этого человека что ни фильм, то потрясающая выдумка, которая навсегда оседает в головах других людей. Чуть меньше это касается его режиссерского дебюта "Нью-Йорк, Нью-Йорк", который, в принципе, не легко понять, но критика мира кино отнеслась к нему очень даже благосклонно. "Аномализа" стал фильмом-закрытием на Молодости, за что большая благодарность организаторам кинофестиваля. Те 200 или 300 человек, которые остались в зале после награждения победителей, наверняка получили массу приятных впечатлений. "Аномализа" - это прозвище Лизы (озвучила Дженнифер Джеейсон Ли), девушки, в которую на сутки влюбляется известный в своих кругах автор книг о повышении продаж Майкл Стоун (Дэвид Тьюлис). Вот эту влюбленность и показывает Кауфман. А благодаря этой визуальной форме, "Аномализа" выглядит очень текучей, игрушечной, но действительно человечной.

"Соль Земли" Вима Вендерса

Биографическая лента о всемирно известном бразильском фотографе и фотожурналисте Себастьяне Сальгадо. Работы Сальгадо сами по себе достойны восхищения, а здесь еще Вендерс приложился. Режиссер разузнал у фотографа историю его жизни, успеха, с момента, когда никому не известный фотограф, оставив жену и маленького ребенка, отправляется в Бразилию, Эквадор, Боливию, Перу, Гватемалу и и работает в жанре документальной и социальной фотографии. Вся картина — документальный видео-фото альбом с комментариями автора к своим работам. Можно не поступать на курсы фотографии, но нельзя не посмотреть этот фильм фотографу.

"Уильям Тернер" Майка Ли

Фильм о художнике сообщает, что попадание в синефильскую подборку не обойдется без предопределения. Но это тот случай, когда кинокартинка Майка Ли очаровывает не меньше, чем картины о кораблекрушениях акварелиста Тернера. Майк Ли — замечательный британский режиссер с несколькими престижными наградами (в частности два приза в Каннах за "Обнаженные"), мастер драмы и диалогов, острот и афоризмов, здесь предстал как искусный кинохудожник и декоратор. И пусть отобразить Англию XVIII-XIX веков удалось лишь в нескольких outdoor-локациях (обвиним в этом скупердяев-инвесторов), зато насколько пестро удалось показать костюмы, залы, галереи, кабинеты, мастерские с многочисленными деталями той поры. Во многом, в этом вся магия и визия этой картины. Сюжет весьма фривольный и тягучий, зато как по нему шагает Тимоти Сполл, покоривший жюри Каннского кинофестиваля во главе с Джейн Кэмпион, присудившего ему заслуженную главную награду. Чего стоит только одна его брезгливая гримаса, выражающая бесконечный снобизм и запредельное недовольство всем миром. Восторг.

"Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии"
Роя Андерссона

Третий фильм трилогии после "Песни со второго этажа" и "Ты, живущий", увенчанная "Золотым львом" Венецианского кинофестиваля. Этот фильм до просмотра вполне ожидаемо должен был попасть в подборку ключевых фильмов 2015 года, однако содержание все же не выиграло у формы. Надо сказать, что Андерссон пришел в большое кино с огромным (около 300) багажом рекламных роликов, которые суть готовые короткометражки. Интереса ради (и не только рекламщиков), посмотрите их, весьма занимательные вещи. Так вот, эту манеру, "фрагментарной мозаики" Андерссон использует у себя и в полном метре. Более того, Андерссон словно театральный режиссер: его картины отличаются статичностью поз актеров, отточенностью реплик персонажей, особым вниманием к локациям и свету, нарочитой показухе сцен и другим театральным приемам. "Голубь" это подборка самодостаточных короткометражных историй, связанных (во всех смыслах) и не очень в один клубок. Визуальное удовольствие от картины гарантировано.
Made on
Tilda