1. Херсонский морской торговый порт
Расположен в Херсоне (Черное море)
Грузооборот в 2012 году – 3,1 млн тонн
Максимальная мощность – 4 млн тонн в год
Максимальная длина принимаемого судна – 200 м
Максимальная осадка принимаемого судна – 7,6 м
Номенклатура грузов: минеральные удобрения, химические грузы навалом и пакетированные, хлебные грузы, черные металлы, чугун в чушках, кокс, ферросплавы, лес, торф
![]() |
Вадим Новинский |
Терминалы порта контролирует "Смарт-групп" бизнесмена Вадима Новинского, который в мае 2012 года стал гражданином Украины, а в июле 2013 был избран народным депутатом на мажоритарном округе в Севастополе.
Также терминалы порта контролирует группа "Энергетический стандарт" российского бизнесмена украинского происхождения Константина Григоришина.
Директор государственного предприятия Игорь Ткаченко ориентирован на "Смарт-групп".
Начальник филиала Администрации морских портов Украины (АМПУ) Сергей Игнатенко сотрудничает как со "Смарт-групп", так и с "Энергетическим стандартом".
Перспективные инвестпроекты: постройка железнодорожного пути длиной 12,5 км от станции Цюрупинск-ЦБЗ до затонов порта, что позволит увеличить переработку грузов в порту на 4 млн тонн в год.
Сильные стороны: навигация в порту длится круглый год.
Слабые стороны: устаревшее оборудование, недостаточная пропускная способность железнодорожных путей.
2. Керченский морской торговый порт
Расположен в Крыму, в г. Керчь (Азовское море).
Грузооборот в 2012 году – 0,4 млн тонн
Максимальная мощность – 2,5 млн тонн в год
Глубина – от 3 до 9 м на разных причалах
Номенклатура грузов: нефтепродукты, генеральные грузы, руда, уголь
![]() |
Лев Миримский |
Директор госпредприятия Николай Зеленкевич ориентирован на турецкую транспортную компании Palmali.
Начальник филиала АМПУ Алексей Шацких ориентирован на народного депутата Льва Миримского, который ранее был депутатом Верховного совета Крыма. Миримский – лидер партии "Союз".
Сильные стороны: благоприятные естественные условия (акватория не замерзает), удобное географическое положение, развитая транспортная инфраструктура.
Слабые стороны: изношенность оборудования.
3. Евпаторийский морской торговый порт
Расположен в Крыму, в г. Евпатория (Черное море)
Грузооборот в 2012 году – 0,9 млн тонн
Максимальная мощность – 0,8 млн тонн в год
Глубина – от 4 до 5,6 м на разных причалах
Номенклатура грузов: стройматериалы, пассажирские перевозки, перевозки автомобильного транспорта паромами
![]() |
Валерий Омельченко. Фотоvo.od.ua |
Директор порта Игорь Кутафин ориентирован на владельца компании "Таврия-Буд" Виталия Шатунова и народного депутата от Партии регионов Валерия Омельченко, который женат на Виктории Джарты – дочке бывшего председателя Совета министров Крыма Василия Джарты, который умер в августе 2011 года от онкологического заболевания.
Начальник филиала АМПУ Евгений Пятачев близок к мэру Евпатории Андрею Даниленко.
Перспективные инвестпроекты: Развитие туризма. Проект строительства грузового района на озере Донузлав, через который будет транспортироваться песок, генеральные грузы, а также автотранспорт (на паромах).
Сильные стороны: навигация длится круглый год, порт практически не замерзает.
Слабые стороны: порт расположен в центре города Евпатория. Нет железнодорожного сообщения.
![]() |
4. Бердянский морской торговый порт
Расположен в г. Бердянск Запорожской области (Азовское море)
Прибыль в 2012 году – 7,5 млн грн.
Глубина – 8,55 м
Номенклатура грузов: генеральные грузы (металлопродукция, контейнеры, оборудование, лесные грузы); навалочные грузы (руда, уголь, минерально-строительные и химические грузы, кокс); насыпные грузы (зерно, шрот и др.); наливные грузы (продовольственные масла, нефтепродукты)
![]() |
Виктор Нусенкис. Фото genshtab.info |
Порт контролируется группой "Донецксталь" бизнесмена Виктора Нусенкиса.
Начальник порта Константин Карнаух и начальник филиала АМПУ Вячеслав Резников ориентированы на "Донецксталь".
Перспективные инвестпроекты: концессия с ОАО "Донецкий металлургический завод", входящим в "Донецксталь"
Слабые стороны: высокий износ оборудования.
5. Мариупольский порт
Расположен в г. Мариуполь Донецкой области (Азовское море)
Грузооборот в 2012 году – 14,08 млн тонн
Максимальная мощность – 17 млн тонн в год
Прибыль в 2012 году – 401 млн грн.
Глубина – 12 м
Максимальная длина принимаемого судна – 240 м
Максимальная осадка принимаемого судна – 8 м
Номенклатура грузов: уголь, металл, минеральные удобрения, сера, зерно, контейнеры
![]() |
Ринат Ахметов |
Порт находится в сфере интересов компании СКМ Рината Ахметова.
Директор порта Александр Олейник ориентирован на СКМ.
Начальник филиала АМПУ Алексей Росинский ориентирован на донецкого губернатора Андрея Шишацкого и СКМ.
Перспективные инвестпроекты: постройка терминалов для перевалки зерновых, масла, навалочных и насыпных грузов, контейнеров.
Слабые стороны: близость жилой застройки, экологические протесты.
6. Скадовский морской торговый порт
Расположен в г. Скадовск Херсонской области (Черное море)
Есть два портопункта – Геническ и Хорлы
Грузооборот в 2012 году – 0,2 млн тонн
Максимальная мощность – 0,5 млн тонн в год
Глубина – 10 м
Максимальная длина принимаемого судна – 140 м
Максимальная осадка принимаемого судна – 6 м
Номенклатура грузов: пассажирские перевозки, паромные перевозки автотранспорта, песок, зерно, металлолом, лес
Директор порта Карина Щеглова и начальник филиала АМПУ Олег Проточенко из-за малой привлекательности порта с финансово-промышленными группами не сотрудничают.
Перспективные инвестпроекты: Увеличение паромных перевозок за счет привлечения потенциальных инвесторов из Турции или стран Черноморского бассейна и завершение строительства на основе причала №1-а. Восстановление добычи морского песка. Возобновление работы Скадовского хлебоприемного предприятия по перевозке зерновых грузов через Скадовский порт и рассмотрение организации рейдовой перевалки зерновых.
Сильные стороны: налаженное паромное сообщение с Турцией.
Слабые стороны: отсутствует железная дорога.
7. Феодосийский морской торговый порт
Расположен в г. Феодосия в Крыму (Черное море)
Грузооборот в 2012 году – 3 млн тонн
Максимальная мощность – 11 млн тонн в год
Прибыль в 2012 году – 3,7 млн грн.
Глубина – от 11,3 до 12,5 м
Максимальная длина принимаемого судна – 152 м
Максимальная осадка принимаемого судна – 7,1 м
Номенклатура грузов: нефть, нефтепродукты, контейнера, металлопродукция, глина, песок, лесоматериалы и т.д.
![]() |
Дмитрий Фирташ |
В летнюю навигацию порт производит пассажирские перевозки.
Порт контролируется Group DF украинского бизнесмена Дмитрия Фирташа.
Директор порта Игорь Андриянов и начальник филиала АМПУ Анатолий Мазила с финансово-промышленными группами не сотрудничают.
Перспективные инвестпроекты: завершение реконструкции причала №2, предназначенного для приема судов повышенной грузоподъемности, привлечение инвестиций для строительства 3-го, нефтеналивного причала, создание условий по приему круизных судов.
Сильные стороны: порт расположен в западной части незамерзающего Феодосийского залива Черного моря и открыт для захода судов круглый год.
Слабые стороны: зависимость от снижающегося уровня транзита нефти.
8. Севастопольский морской торговый порт
Расположен в г. Севастополь (Черное море)
Грузооборот в 2012 году – 0,4 млн тонн
Максимальная мощность – 0,6 млн тонн в год
Максимальная длина принимаемого судна – 200 м (пассажирского) и 240 м (грузового)
Максимальная осадка принимаемого судна – 8,64 м (пассажирского) и 7,8 м (грузового)
Номенклатура грузов: песок, уголь, щебень, руда, лес, тарно-штучные и пакетированные грузы
Директор порта Сергей Ильин и начальник филиала АМПУ Сергей Тараканов ориентированы на СКМ Рината Ахметова.
Перспективные инвестпроекты: создание инфраструктуры по приему больших (до 300 м) круизных судов. Потенциальный инвестор проекта – круизная компания Royal Caribbean из США.
Сильные стороны: потенциал по приему круизных судов.
Слабые стороны: расположение в центре курортного города неудачно для перевалки насыпных грузов.
9. Ялтинский морской торговый порт
Расположен в Крыму, в г. Ялта (Черное море)
Имеет 17 портопунктов от Судака до Фороса
Грузооборот в 2012 году – 0,2 млн тонн
Максимальная мощность – 2 млн тонн в год
Глубина пассажирского терминала – до 8,5 м, грузо-пассажирского – до 7 м
Номенклатура грузов: пассажирские перевозки, сыпучие строительные грузы (песок)
![]() |
Александр Янукович. Фото mignews.com.ua |
Порт контролируется структурами старшего сына президента Александра Януковича.
Директор порта Андрей Орлов и начальник филиала АМПУ Александр Котовский с финансово-промышленными группами не сотрудничают.
Перспективные инвестпроекты: реконструкции пассажирского терминала для приема круизных мега-судов длиной более 300 метров. Строительство современной яхтенной марины международного класса.
Слабые стороны: особенность порта состоит в том, что он расположен вдали от железной дороги, а загруженность автомобильных дорог Южного берега Крыма и их техническое состояние не позволяют увеличивать объемы грузоперевозок.